Крупнейшая база резюме и вакансий в Вологде и области.
Похвала вместо премии, или Может ли доброе слово заменить звонкую монету?
Может ли доброе слово успешно заменить звонкую монету? Что думают руководители, которым в условиях кризиса все чаще приходится использовать методы нематериальной мотивации?
Материальные стимулы привлекают работников в компанию, нематериальные методы мотивации удерживают сотрудников и дают возможность раскрыть свой потенциал. Если компания не может удовлетворить потребности сотрудников в самореализации, самоутверждении и публичном признании заслуг, то для удержания персонала придется прибегать к затратному способу повышения зарплат и премий.
Люди должны чувствовать, что о них заботятся, и тогда они будут работать более эффективно
Владимир Пилипчук, заместитель генерального директора компании АСВТ: Сегодня никого не надо убеждать в том, что вопросы мотивации сотрудников очень важны для любой компании, чем бы она ни занималась. Важным компонентом мотивации являются поощрения. Когда сотрудник показывает действительно хорошие результаты, важно не пропустить этот момент и показать, что вы как руководитель заметили его успех. Тот уровень оплаты, который еще вчера мотивировал его на высокую рабочую отдачу, очень скоро становится привычным и теряет свою побудительную силу. Поэтому важно использовать другие способы мотивации: моральные, социальные. Признание заслуг работника, его профессионализма, проявление уважения к нему – эффективнейший метод моральной мотивации. Форм тут множество:
•признание успеха в кругу коллег •награждение именной грамотой •сувенир (не обязательно дорогой) •приказ о поощрении работника с внесением записи в трудовую книжку.
В нашей компании особо отличившихся сотрудников награждают фирменными значками АСВТ: «Серебряным» или «Золотым». Чем больше достижений, тем весомее значок. И еще. Для настоящего связиста важно участвовать в инновационных проектах, внедрении новой техники и услуг. Включение человека в такие проекты приносит двойную пользу. С одной стороны, он очень высоко это ценит, а следовательно, это очень мощный способ поощрения. С другой стороны, в группу, работающую на перспективу, автоматически попадают наиболее увлеченные своей работой специалисты.
В условиях кризиса потребность в «неденежном» стимулировании персонала стоит особенно остро
Дмитрий Спиридонов, генеральный директор ООО «ГлавТехМонтаж»: Конечно, основным критерием, привлекающим работника в компанию, является размер оплаты труда. Однако не менее важным является лояльность руководства, творческая атмосфера, доверие в коллективе, хороший психологический климат, взаимная поддержка. Думаю, что материальные стимулы привлекают работников в компанию, но именно нематериальные методы мотивации удерживают сотрудников и дают возможность раскрыть свой потенциал. Наша компания применяет различные способы нематериальной мотивации.
Повышение квалификации за счет фирмы. Если мы видим, что работнику трудно разобраться с каким-либо вопросом самостоятельно, мы отправляем его на семинары или кратковременные курсы повышения квалификации. Стоимость таких занятий невелика, зато в дальнейшем это позволяет сэкономить на оплате услуг сторонних специалистов. А работнику приятно, что его таким образом выделили, поощрили, у него появляется стимул для дальнейшего саморазвития.
Обучение коллег. Сотрудникам, которые хотят поделиться своими знаниями с коллегами, мы предоставляем возможность проведения мастер-классов по актуальным для компании темам.
Работа дома. Для творческих сотрудников, постоянное присутствие которых в офисе не требуется, мы предусмотрели систему удаленного доступа. Работа вне офиса повышает производительность труда креативных специалистов.
Признание заслуг. Однако основным видом нематериального стимулирования сотрудников в нашей компании всегда было и остается честное и открытое отношение к ним, которое проявляется прежде всего в признании заслуг, похвале за выполненную работу, высказанной как лично, так и в присутствии всего коллектива.
Даже в условиях кризиса можно насчитать десятки видов нематериальной мотивации
Дарья МАКСИМОВА, генеральный директор компании «Профессор»: Очень часто грамотно выбранный вид нематериальной мотивации с лихвой может заменить ту самую звонкую монету, которая сейчас в дефиците.
Награды и рейтинги. Это совершенно незатратное введение внутренних рейтингов с регулярным подведением итогов и вручением наград, грамот, кубков.
На 30 минут раньше. Не можешь в полном объеме выплачивать заработную плату – сократи рабочий день на 30 минут, и сотрудники уже будут довольны, ведь открываются возможности лишний раз делать пробежку, чуть дольше пообщаться с семьей, сходить в бассейн или просто прогуляться без спешки.
Корпоративные скидки. Компаниям довольно просто добиться действительно отличных скидок на карты фитнес-клубов, и половина сотрудников точно ходила бы туда с удовольствием.
Спектакли и курсы. Компания может организовывать выходы в театры, на экскурсии или интересные спортивные события по минимальным ценам, а также организовать после работы различные бесплатные курсы, на которых сотрудники могут развиваться в интересном для них направлении.
Не забывайте про нематериальные способы поощрения отличившихся сотрудников
Тимофей БУКРИН, генеральный директор специализи-рованного кадрового центра «Туризм и Работа»: Устное поощрение. Если в целях экономии был сокращен бюджет на премии, то ничто не может сократить похвалу из уст руководителя в адрес лучшего сотрудника, который перевыполнил план или подписал важный контракт. Есть категория работников, для которых похвала на собрании коллектива значит больше, нежели денежная премия и ценный подарок.
Вымпел передовику. Если у вас в компании до сих пор не существовало конкурса на звание «Лучший работник», введите его! Можно ежемесячно вывешивать фотографию передовиков, выделять их какими-то особыми отличительными знаками: значками, вымпелами, предоставлять им особое «победительское» кресло.
В кабинете шефа. Иногда хорошей наградой для сотрудника «среднего» звена будет провести рабочий день за рабочим столом или в рабочем кабинете вместе с руководителем. Тогда сотрудник лишний раз почувствует свою значимость и ценность его труда для компании.
Грамота для резюме. Награждение почетными грамотами, дипломами, присвоение им специальных внутрикорпоративных званий типа «Лучший специалист по продажам» или «Открытие года» также позволит создать благоприятную атмосферу в коллективе, разрядить негатив и чувство тревожности, подстегнуть людей к трудовому соревнованию. Подобные грамоты и рекомендательные письма работник может в дальнейшем демонстрировать будущим работодателям в качестве дополнительного штриха к своему резюме и профессиональному портфолио.
С другой стороны. Спасибо в карман не положишь
Юлия АНОХИНА, менеджер проектов SeoDi.ru: На мой взгляд, заменять премии словами и бравурными речами преступно со стороны руководства. Словами нас кормят по ТВ, в газетах и журналах, а хвалебными рекламными текстами можно полноценно позавтракать. Если так будет и дальше, то слова скоро станут разменной монетой в магазинах и других общественных местах:
– Можно мне 2 шоколадки и сок... – Конечно, с вас 56 «спасибо»! – Спасибо, спасибо, спасибо...
Абсурдно, конечно, но если начальник нам платит словесной благодарностью, чем тогда я должна расплачиваться в магазине? Допускаю, что публичная похвала может быть приятна. В большом зале, в присутствии сотрудников всей компании. Но восторг пройдет быстро, цветы завянут, а покупку красивого платья придется отложить... Так что если решите вручить премию «словесными деньгами», подумайте и лучше «вручите» заслужившему сотруднику дополнительный выходной.
Что делать?
• Составьте список возможных способов нематериального поощрения, которые вы могли бы внедрить у себя на фирме. Оцените предстоящие затраты на эти варианты поощрения.
• Предложите каждому сотруднику оценить по 5-балльной шкале важность каждого пункта именно для него.
• Для каждого сотрудника – в зависимости от вашей оценки результатов его работы и возможностей фирмы в настоящее время – выберите наиболее подходящие методы его поощрения.
• Повторяйте анкетирование не реже 1 раза в 6 месяцев, чтобы отслеживать изменения в системе ценностей сотрудников.
Источник: журнал «На стол руководителю» (www.nastol.ru)
Дата: 09.12.09
Другие статьи
|
|