Самые важные 30 секунд в переговорах ~ Избранные статьи о карьере
Крупнейшая база резюме и вакансий в Вологде и области.

Самые важные 30 секунд в переговорах

Представьте себе картину: в одном лифте с вами едет глава крупной компании. Лифт доезжает до нужного этажа, двери открываются и «большой босс» уходит... вашим клиентом. Заманчиво? О том, как это сделать, точно знает бизнес-консультант Гленн Портер. А теперь и мы узнаем.

Гленн Портер - бизнес-консультант, работавший с такими крупными компаниями, как IBM, основатель консалтинговой компании Dolphin Nextgen.

«Речь в лифте» - блестящий приём и первый шаг к успешным переговорам, о чём бы они ни были. Суть его состоит в том, чтобы за 30 секунд уговорить самого упёртого и занятого клиента найти время для 30-минутной встречи. Это не миф и не эпизод из фильма: вот две истории о том, как большие встречи назначаются за полминуты.

Между кофе и кофе

Несколько лет назад Портер консультировал страт-ап - компанию, выпускавшую топливные сборки и разработавшую новую технологию в этой области. В отличие от других аналогичных сборок, они работали не на водороде, а на бензине, что гораздо дешевле. Для выпуска этих сборок требовался специальный композитный материал, производством которого в Северной Америке занимаются только две компании. С одной из них производители топливных сборок собирались создать совместное предприятие - причём речь шла об инвестициях в размере $20 млн.

Вообразите: вам нужно уговорить клиента инвестировать 20 миллионов в никому не известный старт-ап. И успеть за 30 секунд.

Портер отправился на конференцию представителей химической промышленности, в которой принимал участие владелец одной из двух компаний-производителей композита. В перерыве, в неформальной обстановке Портер подошёл к нему и сказал буквально следующее: «Мистер [Босс], мой клиент может помочь вам существенно увеличить рынок сбыта для вашей наиболее доходной продукции. Наша технология производства топливных сборок не требует использования водорода. Через пару лет это станет основой национальной энергетики, а ваша компания получит новые возможности для роста благодаря линейке композитных материалов. Могу я отнять 30 минут вашего времени?»

Владелец компании вручил Портеру свою визитку и передал контакты вице-президента по развитию, велев не медлить со встречей и, в случае чего, ссылаться на него. Вот так незаметно, в течение полуминуты, клиенты Портера вышли на рынок.

Письмо счастья

Чтобы «завоевать» вторую компанию, Портер позвонил на ресепшн и попросил соединить его со старшим администратором. Администраторы, секретари и личные помощники часто воспринимаются как обслуживающий персонал - на самом же деле они нередко оказываются умными и сообразительными профессионалами, которые, к тому же, заинтересованы в успехах своего начальства. После того, как Портер произнёс те же несколько фраз, администратор попросила его прислать ценностное предложение по e-mail.

Через два дня написанные Портером несколько абзацев увидели члены совета директоров. Ещё через неделю состоялась телеконференция.

Стоит сказать об итогах. Переговоры с первой компанией больших результатов не принесли, зато со второй удалось заключить соглашение о партнёрстве. Не совместное предприятие, конечно, но всё равно прогресс. Первый шаг к нему занял действительно всего 30 секунд. Ну, может, чуть-чуть больше.

Говори быстро, проси мало

Самое пугающее в переговорах - это их назначение. Позвонить клиенту, ньюсмейкеру, партнёру и вывалить на него гору информации, да ещё дать понять, что вы от него что-то хотите? Многие больше всего на свете боятся именно этого первого шага. Но если он делается молниеносно, шансов, что клиент или партнёр сделает ответное па, гораздо больше.

Идеальная «речь в лифте» понятна, основана на фактах и приправлена шиком и напористостью. Её цель - дать понять клиенту, что ваше предложение выгодно в первую очередь для него. При этом важно не забывать про контекст: если можете, привяжите свою речь к чему-нибудь, что происходит в бизнесе клиента или на рынке (возможно, это тридцатисекундное представление потребует чуть более длительной подготовки). Но и на домашние заготовки не сильно рассчитывайте - наверняка придётся импровизировать.

Ясность, убедительность и немного натиска - вот и весь секрет переговоров. Так, по крайней мере, считает Гленн Портер.

Блестящие переговоры. Советы профессионалов

Ричард Шелл, профессор Wharton School of Business: «Доверьте переговоры «правильному» человеку»

Если вы рассматриваете сотрудничество как разовое, лучше доверить ведение переговоров амбициозному человеку, привыкшему к вызовам и соревновательности, который будет воспринимать происходящее как игру. Если вы нацелены на долговременное сотрудничество, лучше поручить эту миссию кому-нибудь другому.
 
Кэти Блэк, президент ИД Hearst Magazines: «Сначала продайте себя, а потом - что-либо ещё»
 
Заводя разговор о своей зарплате при устройстве на новое место работы, попытайтесь понять, надолго ли вы нужны этой компании. Сразу поинтересуйтесь, сколько вам будут платить. Как только вы принимаете условия, ваша способность к манёвру падает, так что во многом ваша карьера на данном месте зависит от того, что вы скажете на собеседовании.
 
Эндрю Хьюард, бывший президент CBS News: «Прежде всего, определите область пересечения интересов»
 
Сложные переговоры я бы начал с описания того, чего мы можем достичь вместе, в простых и понятных терминах. Я попросил бы вторую сторону сделать то же самое. Всегда найдётся значительная область пересекающихся интересов, и лучше определить её сразу, чтобы потом обращаться к этой теме в тех случаях, когда обсуждение деталей начинает стопорить весь процесс.
 
Младен Кресич, основатель K&R Negotiation Associates: «Дайте оппонентам почувствовать себя в выигрыше»
 
Выводы, которые легко даются, меньше всего ценятся и вызывают сомнения.
 
Сэнди Уэйл, бывший председатель совета директоров и CEO Citigroup: «Не бойтесь свернуть переговоры»
 
Иногда вас не устраивает цена сделки, иногда - политика выбранной компании в той или иной сфере. Вы должна оставить за собой право отказаться от начатых переговоров. Я всегда чувствую себя разочарованным, если сделка не состоялась. Но взамен всегда находятся гораздо лучшие варианты.
 
В статье использованы материалы Forbes
 
Виноградова Татьяна специально для "Работа в Вологде"
  

 
Дата: 23.07.09

Другие статьи

Информация

О нас
Услуги сайта
Услуги кадрового агентства
Реклама на сайте
Статьи
Книжная лавка
Помощь
Каталог
Обмен ссылками
Погода в Вологде
О Вологде
Кадровые агентства
Гороскоп