Чтобы сотрудник не сгорел ~ Избранные статьи о карьере
Крупнейшая база резюме и вакансий в Вологде и области.
               Чтобы сотрудник не сгорел

Даже самый успешный специалист однажды может поймать себя на мысли о том, что любимая работа перестала доставлять радость. Вдруг, неизвестно откуда, стали возникать прежде незнакомые проблемы: и с клиентами трудно находить общий язык, и коллеги не понимают, и работать скучно, и кажется, что нет никаких перспектив. Это типичные симптомы «профессионального выгорания».

Зона риска

Профессиональное выгорание чаще всего проявляется у специалистов, взаимодействующих с клиентами: секретарей, сотрудников, принимающих посетителей, риэлторов, продавцов-консультантов, психологов, медиков и т. д.
Профессиональная деятельность, связанная с частым межличностным общением, располагает к постепенному накоплению симптомов профессионального выгорания. Среди факторов, способствующих этому, продолжительные и частые контакты с клиентами и коллегами, чрезмерная рабочая нагрузка в напряженных ситуациях, необходимость постоянно «держаться на плаву», быть лучшим. Все это заставляет сотрудников максимально полно использовать свои личностные и профессиональные ресурсы, которые со временем могут быть исчерпаны.
Помимо внешних обстоятельств – организационных факторов, подверженность профессиональному выгоранию зависит и от внутренних особенностей личности, таких как закрытость, отсутствие гибкости мышления, мотивации достижений и потребности в самоутверждении. Вероятность появления синдрома зависит также от значимости профессии для человека, индивидуального типа реагирования в сложных и критических ситуациях в профессиональной и личной жизни, отношений с окружающими.
Многие из тех, кто анализировал данную проблему, рассматривают профессиональное выгорание как следствие производственных стрессов.* Согласно современным данным,** такое состояние подразумевает физическое, умственное и эмоциональное истощение. Причем последнее, по мнению многих исследователей, является основным фактором в этом ряду и одним из трех главных составляющих синдрома:
эмоциональное истощение дает о себе знать снижением тонуса, утратой интереса к окружающему, агрессивными реакциями, вспышками гнева, симптомами депрессии;
деперсонализация проявляется в деформации (обезличивании) отношений с окружающими людьми – повышении зависимости от них или, напротив, негативизме, циничности в установках и чувствах к коллегам и клиентам;
редуцирование личных достижений – появление тенденции к негативной оценке себя в профессии и ограничению своих возможностей, снижению чувства собственного достоинства и значимости своих достижений, уменьшению профессиональной мотивации и ответственности перед другими, к негативному отношению к служебным обязанностям («уход» от них).
Итак, определим профессиональное выгорание как состояние, характеризующееся низкой самооценкой, отрицательным отношением к работе и утратой интереса к межличностному общению.

В крупных компаниях такое состояние «инфекционно» и может быстро распространяться среди сотрудников. Особенно рискуют организации, в которых персонал в силу своей деятельности часто испытывает стресс. Человек, подверженный профессиональному выгоранию, нередко плохо осознает происходящее, не способен увидеть себя со стороны, не замечает симптомов «болезни». Поэтому если вовремя не отследить появление синдрома и не остановить его распространение, то он может оказать деструктивное влияние на работу как всего подразделения, так и отдельных сотрудников. Следствием может стать высокая текучесть кадров, снижение вовлеченности людей в бизнес-процессы, индивидуальные и групповые конфликты и т. п. Таким образом, предупреждению профессионального выгорания необходимо уделять особое внимание. 

Поиск лекарства от выгорания


В корпорации «ИНКОМ-Недвижимость» был проведен анализ финансовых показателей персонала, и выяснилось, что при их общем росте существует тенденция к увеличению количества сделок у молодых сотрудников и уменьшению – у экспертов, т. е. тех, кто проработал в компании более трех лет. Было сделано предположение о том, что причиной стало именно профессиональное выгорание опытных людей. Кроме того, как показал анализ ситуации, синдром отрицательно сказывается на идентификации сотрудников с организацией (что подразумевает принятие работником ее ценностей, стремление достичь ее целей, отстаивание интересов компании и желание оставаться ее членом).
Для анализа этого явления и исправления ситуации был привлечен Учебный центр корпорации. Его специалисты разработали проект «Профилактика профессионального выгорания сотрудников». Цели проекта были сформулированы так:
определение специфики профессионального выгорания экспертов корпорации;
укрепление и повышение личной и профессиональной эффективности специалистов.
Проект включал следующие мероприятия:
1.Психодиагностическое исследование для выявления личных и деловых качеств персонала, связанных с появлением синдрома.
2.Анализ условий работы и выявление специфических особенностей, способствующих профессиональному выгоранию.
3.Обработка результатов и выявление связи качеств сотрудников (их поведения) и условий работы с вероятностью появления и распространения синдрома.
4.Проведение круглого стола на тему «Профессиональное выгорание специалистов корпорации, профилактика и реабилитация», выступление руководителя проекта.
5.Публикация в корпоративной газете результатов исследования.

6.Разработка и внедрение профилактических мер. 

Проведение исследования


Специалисты Учебного центра провели исследование, целями которого стали:
выявление специфики профессионального выгорания сотрудников компании;
определение внешних (корпоративных) и внутренних (личностных) факторов, способствующих появлению синдрома.
В исследовании приняли участие 60 специалистов со стажем работы в организации более 3 лет – 18 мужчин и 42 женщины от 25 до 60 лет. Средний возраст составил 43 года. Большинство испытуемых – с высшим образованием.
В исследовании были использованы: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, методика исследования психологических защит личности Е. С. Романовой и Л. Р. Гребенникова и др. Они направлены на выявление профессиональных ориентиров испытуемых: стремление к самоутверждению, потребность в достижениях, а также субъективное отношение к профессии – содержанию и специфике риэлторской деятельности. Кроме того, с помощью методик диагностировались: степень эмоционально-нравственной дезориентации и общего напряжения, уровень деперсонализации и неудовлетворенности собой, типы реагирования в сложных ситуациях.

Перед исследованием с каждым испытуемым проводилась мини-лекция, в которой объяснялись его цели и раскрывалась суть понятия «Профессиональное выгорание». 

Результаты исследования

По результатам исследования сложилась такая картина. У 34 человек (57 %) эмоциональных симптомов выгорания не обнаружено. Средний возраст этих специалистов – 42 года, стаж работы – 5 лет. У остальных 26 исследованных (43 %) были отмечены появляющиеся или уже сформированные симптомы профессионального выгорания. Средний возраст «выгорающих» специалистов – 45 лет.
Как выяснилось, внешними причинами профессионального выгорания в корпорации являются следующие факторы:
1.Условия работы. Свободный график, встречи с клиентами вне офиса – все это не ограничивает рабочий день: общение с клиентами продолжается вечерами, в выходные, что отнимает время на отдых. Работа с крупными денежными суммами (при совершении сделки) – дополнительный повод для стресса.
2.Повышенные нагрузки, сверхурочная работа стимулируют профессиональное выгорание. Риэлторская деятельность связана с частыми поездками в течение рабочего дня, что нередко бывает очень утомительным.
3.Содержание труда. Данная группа факторов включает не только качественные, но и количественные аспекты работы: число клиентов, длительность взаимодействия с каждым из них, частота встреч. Продажа риэлторской услуги растянута по времени, и это напрямую ведет к эмоциональному пресыщению.
4.Непосредственный контакт с клиентами, острота их жилищных проблем обычно способствуют выгоранию. Чем сложнее и проблематичнее ситуация клиента, тем больше личных и профессиональных ресурсов требуется от риэлтора. А продолжительная работа на высоком уровне активности, в свою очередь, приводит к появлению синдрома профессионального выгорания.
5.Социально-психологические факторы. Один из самых важных – пожалуй, взаимоотношения в организации, как вертикальные, так и горизонтальные. Решающую роль в них играет поддержка коллег и людей, имеющих более высокое профессиональное и социальное положение. Но при постоянной конкуренции внутри отделений такой поддержки явно недостаточно.
6.Материальные условия работы. Заработная плата специалистам выплачивается по завершению сделки, которая может длиться несколько месяцев.
Результаты исследования позволили разделить внутренние симптомы профессионального выгорания на две категории:
1.Поведенческие и психологические – сниженный энтузиазм, неуверенность, легко возникающее чувство гнева, раздражительность, дистанцирование от клиентов и коллег, общая негативная установка на жизненные перспективы; сотрудник рано появляется на работе, а вечером надолго задерживается в офисе, либо поздно приходит и рано уходит.

2.Физические – усталость, плохое настроение, частые головные боли, одышка, бессонница.

Профилактические меры


На основании результатов исследования была разработана система мероприятий по предупреждению профессионального выгорания, включающая два направления: популяризация знаний о синдроме и принятие профилактических мер. К первому относятся: серия статей в корпоративной газете, выступление перед руководителями отделений, проведение круглых столов на тему «Причины и профилактика профессионального выгорания». Так, в корпорации прошло собрание руководителей и четыре круглых стола с участием заинтересованных сотрудников. На этих заседаниях выступали директор Учебного центра, руководитель проекта и начальники отделов, в которых работают «сгорающие» специалисты.
Мероприятия показали, что руководители подразделений интересуются объективными и субъективными причинами профессионального выгорания, готовы обмениваться опытом взаимодействия с подверженными ему сотрудниками, делать шаги по предупреждению появления и распространения синдрома.
В качестве профилактической меры был проведен специальный тренинг по предотвращению эмоционального выгорания для всех заинтересованных сотрудников, проработавших в корпорации более трех лет. Также составлены индивидуальные программы обучения для тех, кто «сгорает» (на основании диагностических данных). Расширены границы профессиональной пригодности специалистов: вовлечение их в систему наставничества, направление в кадровый резерв, привлечение к работе на кабельном телевидении. Форма и направление профилактических мер выбирались, исходя из индивидуальных особенностей сотрудников, с учетом рекомендаций руководителя проекта «Профилактика профессионального выгорания».
Результаты проведенной работы:
уменьшение текучести профессиональных кадров;
стабилизация финансовых показателей опытных риэлторов;
рост их общей профессиональной активности при адекватном распределении рабочего времени;
появление интереса к карьерному росту: 7 человек подали заявки в кадровый резерв, 5 – подключились к процессу адаптации и обучения новых сотрудников (проведение лекций, семинаров);
проявление тенденции к самовыдвижению на управленческие позиции;

уменьшение числа конфликтных ситуаций как с клиентами, так и с коллегами – сократилось количество расторжений договоров;

улучшение физического самочувствия – за 3 месяца после принятия профилактических мер уменьшилось число больничных листков, полученных сотрудниками.


Результаты проведенной программы показали, какие действия по профилактике синдрома наиболее эффективны:
составление индивидуальных планов личного и профессионального развития сотрудников;
направление специалистов в новые для них сферы профессиональной деятельности (включение в кадровый резерв на управленческие должности, в состав преподавателей Учебного центра);
коррекция старых и определение новых ориентиров в работе, расширение сферы профессиональных интересов;
увеличение зоны ответственности (передача новых полномочий);
обучение новым инструментам, навыкам реализации профессиональных задач.

Вадим Холодцов, специалист по обучению и развитию персонала, корпорация «ИНКОМ-Недвижимость», г. Москва 

Источник: www.kadrovik.ru 

Дата: 20.08.08

Другие статьи

Информация

О нас
Услуги сайта
Услуги кадрового агентства
Реклама на сайте
Статьи
Книжная лавка
Помощь
Каталог
Обмен ссылками
Погода в Вологде
О Вологде
Кадровые агентства
Гороскоп