Мягкий подход к жесткому графику ~ Избранные статьи о карьере
Крупнейшая база резюме и вакансий в Вологде и области.

                      Мягкий подход к жесткому графику


Как правило, регламент и режим работы определяет первое лицо компании, кадровая служба лишь принимает к действию требования руководства. Но порой лучше предложить дирекции альтернативный вариант. Зачем? Чтобы потом не «бороться за дисциплину», лавируя между «острыми углами» рабочих конфликтов!

Железный порядок

Малейшее опоздание чревато выговорами и штрафными санкциями – так принято во многих компаниях. На заводах, в больницах и учебных заведениях жесткий график безоговорочен – это производственная необходимость. Но кто из нас хотя бы раз не опаздывал? Бывает, задержавшись до ночи перед сдачей объекта, на следующий день сотрудник просто физически не может явиться вовремя. А есть работники – «совы», которые опаздывают ежедневно (утром мозги у товарищей «спят» и по большому счету неприменимы). Как бороться с «аномальным» поведением? Есть варианты.

В качестве примера приведу одну крупную компанию. Специфика бизнеса требовала присутствия ровно с 9 утра, и ни минутой позже, хотя рабочий день был ненормирован. Время прихода (ухода) в офис фиксировали турникеты для магнитных карт-пропусков. Опоздавших даже единожды более чем на 7 минут жестоко наказывали рублем – работник лишался 30% премиального заработка. При постоянных задержках штрафовали полностью все подразделение на определенный процент ежедневного бонуса. Возможно, кому-то подобная ситуация покажется несправедливой, но, как правило, после первого же штрафа подразделение «брало на поруки» любителя утренних сновидений, и нарушения не повторялись.


В этой компании задача кадровика состояла в том, чтобы предотвратить конфликт внутри отдела, когда из-за одного страдают все. А что же использовалось в качестве аргумента? Идеология. Людей настраивали на восприятие бизнес-подразделения как единой команды, эффективность которой зависит от того, насколько четко и слаженно она трудится. Понимание таких вещей складывается не за неделю. Во-первых, потребовалось найти убедительные слова для коллектива. Во-вторых, пришлось разъяснить руководству, что слишком жесткие меры по отношению к «любителям»опаздывать вызывают чувство дискомфорта и не способствуют деловому настрою. Поэтому было принято решение несколько смягчить «меры пресечения». Например, штрафные санкции применялись после первых двух-трех опозданий, а каждое последующее обсуждалось членами команды на совещании в присутствии представителя кадровой службы. Обязательно выяснялось, насколько уважительна причина. Если же после окончания рабочего дня срочное задание задерживало человека на четыре часа и более, то он имел право явиться в офис спустя 15 часов с момента, как его покинул.
Трудовая дисциплина – залог успешного бизнеса. Как видим, идея придать этой истине идеологическую подоплеку (читай, грамотно мотивировать народ) имеет смысл. Но возможен и другой разворот. Подумайте, насколько в действительности необходим жесткий график вашей компании? Насколько он приемлем? Стоит ли ломать копья?

Долой общую мерку

Если только речь идет не о конвейерном производстве, то почему бы не проанализировать ситуацию? Проведите анкетирование: расспросите людей о причинах хронических опозданий, поинтересуйтесь, какой распорядок их устроил бы больше. Затем попробуйте разделить работников на категории и порекомендовать руководству индивидуальный подход к каждой из них. Так, молодым мамам (они не успевают изза того, что детей нужно отвести в сад) или работникам, которые живут очень далеко от офиса, можно разрешить получасовое опоздание, но взамен предложить либо отрабатывать это время по окончании рабочего дня, либо пожертвовать несколькими днями отпуска.
Вот пример из жизни. В московской компании одно из подразделений работает с региональной сетью. Когда в столице раннее утро, в некоторых филиалах уже давно обед. Сотрудники в центральном офисе вынуждены приходить на два-три часа раньше своих коллег, но соответственно и уходить им позволили тоже раньше.
Конечно, кадровикам придется разъяснить персоналу, почему та или иная категория имеет определенные льготы (да и льготы ли это?).

Птица в клетке не поет

Пытаться «построить» людей творческих профессий бесполезно, а зачастую даже вредно. Интеллектуальный продукт, который они выдают, гораздо важнее методов его производства. Как бы ни нарушал какой-нибудь дизайнер «трудовую дисциплину», если работа выполнена качественно и сдана в срок, претензий быть не может. Поэтому в такой ситуации дело кадровика – настроить и руководство, и работников «на результат», организовать качественную систему обратной связи внутри коллектива.


Предоставляя определенную свободу приходов-уходов, обозначьте жесткие, но объективные временные рамки по сдаче проектов. Введите административные меры за нарушение.

 

В компаниях, специализирующихся в области программного обеспечения, рекламных услуг, издательской деятельности, в архитектурных бюро, художественных студиях и пр. целесообразно предоставить определенную свободу приходов-уходов и одновременно ввести жесткие правила по сдаче проектов, документации. Обозначьте объективные временные рамки, нарушение которых чревато серьезными административными мерами. Полезно обеспечить всех членов коллектива мобильной связью, web-камерами (техника позволит проводить оперативки вне зависимости от того, кто где находится). Как вариант – живое связующее звено между всеми «вольными» работниками – секретарь, делопроизводитель, администратор, который всегда знает, где именно находится тот или иной сотрудник, и фиксирует местонахождение каждого.

Ситуация четвертая. «Уникум» в жестком графике

Представьте, что в вашей компании работает очень редкий специалист, профи, и его значение для компании столь велико, что ему практически все прощается. Но вот беда, в условиях жесткого графика он позволяет себе вольности, и только он один! Как быть в такой ситуации и что предпринять руководству и кадровику?


Работодатель покупает труд за определенную плату. Почему бы в исключительном случае не «купить» и дисциплину ценного сотрудника?

 

Давайте рассуждать. Работодатель покупает труд за определенную плату. Значит, надо попробовать просто «купить» дисциплину такого «уникума». Если этого не сделать, проблемы неизбежны, рано или поздно назреет конфликт. Подумайте сами. Каждое утро рядовые работники вынуждены добираться до работы в толчее часа «пик», преодолевая пробки на дорогах и муки общественного транспорта. Первые полчаса рабочего дня большинство из них тратят на то, чтобы привести себя в чувство, компенсируя стресс. И вот их взору предстает довольный собой «единоличник», который считает, что сам факт его присутствия уже должен радовать добрую половину коллектива. Конечно, он ошибается. Почти все начинают питать к «директорскому любимчику», мягко выражаясь, недоброе чувство зависти: «Если он имеет право свободного посещения, то чем я хуже?» Разрешение такого конфликта – процесс длительный и без последствий не обойдется.
Итак, предложите редкому специалисту «продать свободу». Денежную компенсацию, отдельный кабинет, служебный автомобиль – что угодно за соблюдение графика. Необходимо, чтобы он подчинялся общепринятым правилам хотя бы формально. Само собой, афишировать, на какие затраты пришлось пойти работодателю, не следует.

Ищем союзников

Кто станет союзником кадровика в нелегком процессе формирования и реализации рабочего графика? Наверное, следует искать понимания и у коллектива, и у руководства. Ведь, в любом случае, наша цель – наладить между этими двумя группами контакт, создать в организации максимально комфортный климат.

Выбирая оптимальный распорядок, руководитель чаще всего опирается на опыт своих коллег. Помогите ему определиться, подойти к вопросу нешаблонно. Например, в компании «МЕГА-ГРУП» проблему с опозданиями решили очень просто – на работу и с работы сотрудников доставляет корпоративный автобус.

Чтобы соблюсти интересы команды, попытайтесь составить полную объективную картину ситуации. Какова реальная производственная необходимость в строгом режиме, какое расписание будет способствовать максимальной отдаче? Правильней строить свои планы, основываясь на пожеланиях не одногодвух человек, а на результатах массового (возможно, анонимного) опроса. И, наконец, какой бы деловой устав не приняли в итоге – будь то смешанный, гибкий или достаточно жесткий график работы – требуйте его неукоснительного соблюдения.

Источник: Kadrovik.ru

Дата: 11.08.08

Другие статьи

Информация

О нас
Услуги сайта
Услуги кадрового агентства
Реклама на сайте
Статьи
Книжная лавка
Помощь
Каталог
Обмен ссылками
Погода в Вологде
О Вологде
Кадровые агентства
Гороскоп