Что в имени тебе моём? ~ Избранные статьи о карьере
Крупнейшая база резюме и вакансий в Вологде и области.
Что в имени тебе моём?

Наиболее приемлемой формой обращения к себе на работе россияне молодого и среднего возраста считают обращение на «вы» и по имени, тогда как старшее поколение предпочитает обращение по имени-отчеству – таковы результаты опроса, который был проведён Исследовательским центром портала SuperJob.ru среди 5 000 респондентов из всех округов РФ.

Обращение на «вы» и по имени считают наиболее уместным 44% россиян. О том, что «это удобно, демократично и не обидно», «уважительно и в то же время создаёт непринуждённую атмосферу в коллективе», говорили в своих комментариях как женщины, так и мужчины. Но среди женщин число приверженцев этой формы обращения заметно больше – каждая вторая женщина предпочитает, чтобы в офисе её называли по имени, но при этом на «вы». По словам женщин, это даёт им возможность почувствовать себя моложе: «Когда ко мне обращаются по отчеству, то возникает ощущение возраста, именно поэтому я предпочитаю по имени и на «вы»»; «Обращение по имени без отчества омолаживает человека. Лично мне будет приятнее, если ко мне обратятся по имени, но на «вы»». Можно отметить, что данная форма обращения одинаково популярна у россиян с различным уровнем дохода.

Обращаться в рабочей обстановке на «ты» и по имени считают допустимым 28% опрошенных, в основном это молодёжь до 20 лет. Молодые считают, что «так проще общаться», это помогает «устранить лишние преграды в коммуникациях и сделать отношения более доверительными». Однако при этом респонденты уточняют, что подобное возможно только в хорошем, сложившемся коллективе. Чаще других обращаться на «ты» и по имени предпочитают респонденты с ежемесячным доходом 10-20 тысяч рублей.

20% участников опроса убеждены, что в офисе лучше обращаться друг к другу на «вы» и по имени-отчеству. «Не терплю панибратства», – признаются они. Больше остальных убеждены в необходимости вежливой формы обращения респонденты среднего и старшего возраста. По их мнению, на работе «необходимо придерживаться профессиональной этики», «должна соблюдаться строгая субординация». Некоторые отмечают, что такая форма обращения традиционна для нашей страны и изменять её в угоду западным веяниям не следует: «Так было принято в дореволюционной России, а затем и в советском обществе. Сейчас под влиянием западной культуры эта форма стала вытесняться обращением по имени. Но стоит отметить, что в английском языке, в отличие от русского, нет понятия отчества, соответственно, обращения по имени-отчеству у англоговорящих нет. Нельзя слепо следовать чужой культуре, считая это прогрессом». Наиболее уместным обращение к себе на «вы» и по имени-отчеству считают респонденты с ежемесячным доходом свыше 30 тысяч рублей.

Обращение на «вы», по фамилии, с приставкой «господин» или «госпожа» считает уместным только 1% участников опроса («Это немного непривычно и не всегда приемлемо, но всё-таки это прилично, вежливо и очень учтиво»).

7% опрошенных признались, что им не важно, как к ним обращаются коллеги. Многие из тех, кто предпочёл данный вариант ответа, отмечали, что форма обращения зависит от обстоятельств, занимаемой человеком должности, воспитания, а также правил, принятых в конкретной компании. По мнению респондентов, «главное – не обращение, а отношение».

Место проведения опроса: РФ, все округа
Время проведения: 28 февраля – 3 марта 2008 года
Исследуемая совокупность: экономически активные россияне старше 18 лет
Размер выборки: 5 000 респондентов

Вопрос:
«Какое обращение к себе на работе Вы считаете наиболее уместным?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа                                                      Все      Пол                    Возраст, лет
                                                                                    муж жен   до 19  20-29 30-39 40-49 50 и старше
по имени, но на «вы»                                             44%  36%  51%    41%     44%    47%  40%      26%
на «ты» и по имени                                                28%  29%  28%    47%     38%    23%  13%      10%
на «вы» и по имени-отчеству                                 20%  25%  15%      5%     10%    22%  38%       56%
мне всё равно / затрудняюсь ответить                    7%  9%      6%      6%      7%      7%  8%          7%
на «вы», по фамилии, с приставкой «г-н» / «г-жа» 1%  1%       0%      1%     1%       1%  1%         1%

Вариант ответа                                                  Все                               Ежемесячный доход, руб.
                                                                                    до 9999  10000-19000 20000-29000 30000-39000 от 40000
по имени, но на «вы»                                             44%      48%         41%                42%                44%         42%
на «ты» и по имени                                                28%       32%        38%                33%                28%         21%
на «вы» и по имени-отчеству                                  20%       13%        12%               16%                 20%          30%
мне всё равно / затрудняюсь ответить                     7%        7%          8%                8%                  7%            6%
на «вы», по фамилии, с приставкой «г-н» / «г-жа» 1%          0%          1%               1%                  1%            1%


Некоторые комментарии респондентов:

«По имени, но на «вы»» – 44%
«Работа есть работа. Должна соблюдаться дистанция».
«Обращение на «вы» это, с одной стороны, уважительно, а с другой – предполагает некоторую дистанцию. А на «ты» обращаются только к близким и друзьям, на мой взгляд».
«Общение на работе должно быть демократичным и уважительным».
«Смотря какая должность в компании».
«Я не люблю фамильярное обращение».
«Отношения с разными людьми на работе бывают разными».
«Работа это прежде всего работа! И на работе наиболее уместно обращение в деловом стиле, то есть на «вы» и по имени-отчеству. Если же в процессе работы человек дал своё согласие на то, чтобы его называли просто по имени, то всё равно лучше обращаться на «вы»».
«Это зависит от коллектива».
«Сам не «тыкаю» и другим не прощаю».
«Всё зависит от личности, должности и т. д.».
«Только в России принято обращение по имени-отчеству. Запомнить имя человека проще. А обращение на «вы» говорит о почтении к человеку, его возрасту, статусу».
«Обращение по имени без отчества омолаживает человека. Лично мне будет приятнее, если ко мне обратятся по имени, но на «вы»».
«Я привык к такому обращению в США – это удобно, демократично и не обидно».
«Это уважительно и создаёт непринуждённую атмосферу в коллективе».

«На «ты» и по имени» – 28%
«Смотря какая организация, какие отношения между подчинённым и начальником, между сослуживцами».
«Так проще общаться».
«Конечно, на «ты» и по имени. Это хорошо, но только для хорошего коллектива». «Но к работникам, в общении с которыми лучше придерживаться некоторой дистанции, лучше обращаться на «вы» и иногда даже с отчеством».
«Я за демократию в коллективе. Прошу сотрудников говорить мне «ты» и называть по имени, хотя я старше всех и по возрасту, и по должности. Работе это не мешает».
«А вообще, это зависит от коллектива. Иногда обращение на «ты» не уместно.
«Так принято в нашей компании».
«Я ещё молода, так что до обращения на «вы» надо дожить!»
«Я предпочитаю простые дружественные отношения с подчинёнными».
«Так проще, но сначала лучше на «вы»».
«Надо устранить лишние преграды в коммуникациях, сделать отношения более доверительными».
«Зачем усложнять? Чем проще взаимоотношения, тем лучше».
«Если меня называют по имени-отчеству, то я начинаю себя чувствовать не в своей тарелке».
«К людям, с которыми нужно общаться по работе каждый день, лучше обращаться на «ты» , так как это немного сближает».

«На «вы» и по имени-отчеству» – 20%
«Всё-таки уместно по имени-отчеству! Ничего страшного в этом нет!»
«Так принято среди сослуживцев».
«Прожив более полувека, имея за плечами 30 лет трудового стажа, хочу верить, что я заработал не только нищенское пенсионное пособие, но и уважительное обращение сослуживцев (включая руководителей) по имени-отчеству с местоимением «вы»».
«Деловой этикет».
«Я не люблю, когда начальники начинают к тебе обращаться на «ты» в силу расставленных ими же приоритетов в отношениях («я – начальник, ты – подчинённый»). Это унижает моё человеческое достоинство...
«Я считаю, что люди с высшим образованием в формальной обстановке (в офисе, на переговорах и т. д.) обязательно должны обращаться друг к другу как минимум на «вы», а в идеале – по имени-отчеству. Но и перегибать палку, добавляя приставку «г-н» / «г-жа», всё же не стоит».
«Я работаю директором школы. По-другому не получается!»

«Мне всё равно / затрудняюсь ответить» – 7%
«Это зависит от возраста, должности, личных качеств и воспитания человека».
«Внутри коллектива и в неофициальной обстановке (за чашкой чая, например) можно по имени и на «ты», а в рабочей обстановке предпочтительно на «вы» и по имени-отчеству».
«Главное – не обращение, а отношение».
«По имени и отчеству, но на «ты»».
«Всё определяется обстоятельствами».
«Всё зависит от занимаемой должности: если секретарь, то на «ты» и по имени, а если начальник – на «вы» и по имени-отчеству».
«В каждой компании свои правила. Я считаю неуместным их нарушение».
«Я не придаю этому особого значения».
«Это зависит от того, кто из сотрудников обращается – руководитель или подчинённый».
«Самое главное, чтобы вас уважали».

«На «вы», по фамилии, с приставкой «г-н» / «г-жа»» – 1%
«Это немного непривычно и не всегда приемлемо, но всё-таки это прилично, вежливо и очень учтиво».

Статья любезно преждоставлена Кадровым Домом "Супер Джоб"


Дата: 21.05.08

Другие статьи

Информация

О нас
Услуги сайта
Услуги кадрового агентства
Реклама на сайте
Статьи
Книжная лавка
Помощь
Каталог
Обмен ссылками
Погода в Вологде
О Вологде
Кадровые агентства
Гороскоп